Аннотация к рабочим программам по учебному предмету "Чтение"
Рабочая программа
составлена с учетом рабочей программы воспитания обучающихся ГБОУ СО
«Колчеданская школа-интернат», индивидуальных психофизических особенностей
обучающихся, рекомендаций ТПМПК, а так же с учетом концепции преподавания
предметной области "Язык и речевая практика" в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р)
Общая характеристика рабочей программы по предмету
«Чтение»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»
является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые
определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Чтение – один из видов речевой деятельности, основу
которого составляет комплекс коммуникативно – речевых умений и навыков,
формируемых у обучающихся в процессе обучения. В связи с этим определяющим
подходом к урокам чтения является коммуникативно – речевой подход. Он
предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с текстом
(воображаемый диалог с автором), в ходе которого обучающиеся не только отвечают
на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся
прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т.д.
С учетом того, что подростковый период характеризуется
более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа предусматривает
комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания
обучающихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное
содержание произведений позволяет обучающимся понять и усвоить принципы
нравственного поведения в обществе.
В круг чтения включены произведения, представляющие
разные области словесно – литературного творчества: фольклор, произведения
русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных
авторов или отрывки из этих произведений.
Наряду с изучением художественной литературы
обучающиеся 6 класса знакомятся с научно – популярными статьями, посвященными
природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа
по овладению обучающимися навыками синтетического чтения – от чтения целых слов
к плавному чтению отдельными словосочетаниями.
Уделяется внимание не только усвоению
обучающимися фактического содержания произведения и установлению адекватных
смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих
лиц, но и осознанию идейной направленности произведения. В этот период главным
в работе над текстом является анализ сюжета в единстве с его предметом
(фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью обучающиеся учатся
выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять
последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т.д.
Проводятся уроки внеклассного чтения. Целью
этих уроков является дополнительная работа по формированию осознанного интереса
к книгам детей с особыми возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с
детскими произведениями, рассматривают книги, правильно читают названия книг,
фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается.
Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской культуры, с этой
целью организуются посещения школьной библиотеки, где обучающиеся учатся
самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для
чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов
детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
При разработке данной программы используется
дифференцированный подход. Принцип индивидуального и дифференцированного
обучения.
В рабочую
программу предмета «Чтение» включены элементы значимости учебного предмета
профориентационной деятельности обучающихся для реализации задач:
- развитие представлений обучающихся о современном
разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и
выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
- развитие мотивации обучающихся к профессиональному
самоопределению.
Реализация воспитательного потенциала предполагает
следующее:
·
установление
доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих
позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности (поощрение, похвала, сотрудничество, поручение, доверие, создание
ситуации успеха, использование занимательных элементов);
·
побуждение
обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками(обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации (взаимоконтроль и самоконтроль);
·
организация
работы обучающихся с получаемой на уроке социально-значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения (мини-проекты, занимательные
пятиминутки);
·
использование
воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
·
применение на
уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат их командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися (интеллектуальные игры по пройденным темам);
·
включение в урок
ИКТ, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний
(мультимедийные презентации, передачи, фильмы);
·
организация
шефства мотивированных обучающихся над их одноклассниками, испытывающими
трудности в обучении, дающего обучающимся социально- значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи.