Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Чтение» 5 – 9 классы

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Чтение»

5 – 9  классы

Данная рабочая программа по предмету «Чтение» предназначена для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

            Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, рекомендаций школьного ППк.

Рабочая программа ориентирована на учебник по предмету «Чтение» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под редакцией И.М. Бгажноковой, Е.С. Погостиной

 

Общая характеристика рабочей программы по предмету «Чтение»

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно – речевых умений и навыков, формируемых у обучающихся в процессе обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения является коммуникативно – речевой подход. Он предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого обучающиеся не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают, учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и т.д.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа предусматривает комплексное решение задач нравственно – эстетического и гражданского воспитания обучающихся на основе произведений художественной литературы. Усвоенное содержание произведений позволяет обучающимся понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словесно – литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.

Наряду с изучением художественной литературы обучающиеся 6 класса знакомятся с научно – популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению обучающимися навыками синтетического чтения – от чтения целых слов к плавному чтению отдельными словосочетаниями.

В программе уделяется внимание не только усвоению обучающимися фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности произведения. В этот период главным в работе над текстом является анализ сюжета в единстве с его предметом (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью обучающиеся учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т.д.

Также проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является дополнительная работа по формированию осознанного интереса к книгам детей с особыми возможностями здоровья. Обучающиеся знакомятся с детскими произведениями, рассматривают книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается. Формируется навык самостоятельного чтения книг, читательской культуры, с этой целью организуются посещения школьной библиотеки, где обучающиеся учатся самостоятельно выбирать книгу по интересам. Примерная тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

При разработке данной программы используется дифференцированный подход. Принцип индивидуального и дифференцированного обучения.

 

Цель уроков чтения  состоит в развитии речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

·       формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;

·       развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого развития,  формирования речи как средства общения;

·       отработка навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

·       научить правильно и последовательно излагать свои  мысли в устной форме;

·       воспитывать нравственные качества личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях, осмысление нравственных понятий;

·       социально адаптировать обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;

·       формировать потребности в чтении.

 

Основные направления коррекционной работы:

·       Коррегировать артикуляционный аппарат.

·       Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

·       Коррегировать познавательную и речевую деятельность обучающихся.

·       Развивать речь, владение техникой речи.

·       Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

·       Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

·       Развивать познавательные процессы.

·       Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.Хочу такой сайт

 

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Русский язык. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста по предлагаемым вопросам;

- продолжение текста;

- устные сочинения;

- характеристики героев;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- чтение по ролям;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи обучающихся. Только в этом случае обучающиеся могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах:

- принцип коррекционной направленности в обучении;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

- принцип научности и доступности обучения;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип наглядности в обучении;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.      Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

 

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» (Вариант 1) и согласно учебному плану образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учебный предмет «Чтение» в 5 -6 классах отведено 4 часа в неделю, что составляет  140 часов в год, а для 7 – 9 классов 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».