Математика
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (далее – рабочая программа) составлена на основе:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.п.6,п.3,ст.28; п.9,ст.2 )
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
· Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» (вариант 1).
· Учебного плана ГБОУ СО «Колчеданская школа - интернат» на 2022 – 2023 учебный год.
Рабочей программы по учебному предмету «Математика» составлена с учетом индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся, рекомендаций школьного психолого- педагогического консилиума.
Программа определяет содержание предмета и последовательность её реализации в течение учебного года.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует активизации всех каналов коммуникации у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: Создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социальной интеграции подростков в современном обществе.
Задачи преподавания математики:
Ø дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
Ø использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Ø развивать речь обучающихся, обогащая её математической терминологией;
Ø воспитывать у обучающихся интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.
Обучение математики в ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат» носит предметно-тематическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, а так же другими учебными предметами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся. В программе по математике принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Процесс обучения математике неразрывно связан с процессом обучения финансовой грамотности.
Обучение основам финансовой грамотности носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью. Значительное внимание уделено раскрытию и пониманию того, что финансовая грамотность неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов практического курса по основам финансовой грамотности.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Ø установление доверительных отношений между учителем и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности (поощрение, похвала, сотрудничество, поручение, доверие, создание ситуации успеха, использование занимательных элементов);
Ø побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации (взаимоконтроль и самоконтроль);
Ø организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально – значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения (занимательные пятиминутки);
Ø использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через решение задач, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
Ø применение на уроке: групповой работы или работы в парах, которые учат их командной работе и взаимодействию с другими;
Ø организация шефства мотивированных обучающихся над их одноклассниками, испытывающими трудности в обучении, дающего обучающимся социально – значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Общая характеристика учебного предмета.
Целью обучения математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку обучающихся с умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
У обучающихся с умственной отсталостью, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У умственно отсталых обучающихся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, обучающиеся с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен, поэтому возможно введение на уроках математики калькулятора.
Умственно отсталые обучающиеся - обучающиеся с нарушениями развития личности, малоспособные к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально- волевой сфере
Такие обучающиеся способны при специальном обучении к овладению несложными навыками самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразовательных предметов коррекционных школ, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Программа рассчитана на один год.
5 класс.
Количество часов в неделю – 4 часа.
6класс.
Количество часов в неделю – 4 часа.
7 класс.
Количество часов в неделю – 3 часа.
8 класс.
Количество часов в неделю – 3 часа.
9 класс.
Количество часов в неделю – 3 часа.