Аннотации к рабочим программам по учебным предметам для обучающихся 3 класса.
Аннотации к учебным предметам для обучающихся 3 класса
Аннотация к учебному предмету «Математика» для обучающихся 3 класса.
Целью данной
программы является: создание условий для формирования доступных обучающимся
математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни,
при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению
трудовыми знаниями и навыками;
Задачи:
• формирование доступных обучающимся математических знаний и умений
практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных
предметов;
• подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
• максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного
предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и
личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на
различных этапах обучения;
•
воспитание у
школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Общая характеристика
учебного предмета.
Математика, является одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Математический материал в каждом классе представлен основными вышеперечисленными разделами математики. Распределяя этот материал по учебным четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика.
Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учётом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоритическому в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности обучающихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении.
После изложения
программного материала в конце каждого класса чётко обозначены базовые
математические представления, которые должны усвоить все обучающиеся, и два
уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения,
которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и
практической деятельности (минимальный уровень), и умения, которые в силу
объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки
зрения их практической значимости (достаточный уровень). В этой связи в
программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью
учителя, с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения,
вычитания, соотношения единиц измерения.
Аннотация к учебному предмету
«Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса.
Цели: Всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих
и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения
предмета:
- Воспитание интереса к
изобразительному искусству.
- Раскрытие значения
изобразительного искусства в жизни человека.
- Воспитание в детях эстетического
чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний
о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение
художественно-эстетического кругозора.
- Развитие эмоционального
восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и
формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных
основ рисунка.
- Обучение изобразительным техникам
и приёмам, с использованием различных материалов, инструментов и
приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных
техниках.
- Обучение разным видам
изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам
композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных
видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать
простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти,
представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять
тематические и декоративные композиции.
-Воспитание у учащихся умения
согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап
работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(«коллективное рисование»,«коллективная аппликация»).
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство»
имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением
интеллекта.
На уроках изобразительного
искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и
свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми
доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство
направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного
типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности.
Наряду с названными
учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается
решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического
развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся,
организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На
уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание
у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение
видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию
детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Аннотация к учебному предмету «Мир
природы и человека» для обучающихся 3 класса.
Цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи:
1.Формирование у обучающихся
знаний об основных элементах живой и неживой природы.
2.Расширение
представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления
живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных
действий.
3.Развитие процессов
анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными
явлениями.
4.Расширение кругозора и
развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной форме.
5.Формирование у
обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и
воспитание у них бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Мир природы и человека»
является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся
понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Особенностями предмета
являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и
обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об
окружающем мире.
Третий год обучения
продолжает работу, начатую в первом и втором классах.
Задачи этого периода:
- закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы;
- закрепление представлений о солнце как источнике света
и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену
времен года, его значение в жизни живой природы;
- изучение доступных обучающимся сведений о воздухе,
формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни
растений, животных и человека;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней
отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Обучение носит
практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие
базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах:
наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры,
художественная литература.
Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы,
опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями,
навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед
употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения
пищевых отравлений.
Предмет позволяет
осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и
человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как
язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им
применение в программе внеурочной деятельности.
Вместе с тем, умения,
полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и
подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.
Аннотация к учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 3 класса.
Цель программы: Формирование отношения к человеку и его здоровью
как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения
в социуме.
Основными задачами
преподавания ОБЖ являются:
- изучить краткие
теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в
соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- сформировать мотивацию
к здоровому образу жизни;
- выработать
практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных
ситуациях.
Общая характеристика предмета.
Программой закрепляется понятие «экстремальные чрезвычайные
ситуации», рассматриваются общие подходы характеристик чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, возможные причины возникновения
экстремальных ситуаций, меры по их предупреждению.
Программа предусматривает формирование знаний и умений по
сохранению здоровья и защиты жизни в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
по оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасности.
Программой определены темы изучаемого материала,
раскрывается их содержание, указано количество часов на изучение каждой
конкретной темы.
Программа позволяет сформировать у детей потребность
предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, сознательное и
ответственное отношение к личной безопасности и безопасности, окружающих,
навыки сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни
условиях, оказание помощи пострадавшим, выработать достаточно твёрдые умения и
навыки поведения в той или иной ситуации, обучить детей методам обеспечения
личной безопасности.
Аннотация к учебному предмету «Речевая
практика» для обучающихся 3 класса.
Цель: Заложить основы
интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития
младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный
курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов
освоения программы по «Речевой практике», а также успешность изучения других
предметов в начальной школе.
Задачи:
- способствовать совершенствованию
развития речевого опыта обучающихся;
- корригировать и обогащать языковую
базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону
речи;
-
учить строить связные устные высказывания;
-
воспитывать культуру речевого общения;
- совершенствовать грамматически
правильной речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной
(монологической) форм речи;
- создавать
условия для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширять
представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать
интонационные и жестово-мимические умения обучающихся в процессе инсценирования
сказки;
- обогащать
лексический запас обучающихся словами;
- научить
строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить
составлять рассказы из личного опыта.
Общая характеристика предмета.
Введение в программу «Русский язык»
раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики
дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как
средства общения, затрудняет включение детей
в разнообразные нормы коммуникации.
При реализации программы принципиально
важно, чтобы учитель выступал в роли собеседника и помощника при выполнении
некоторых заданий. Устные ответы обучающихся должны быть направлены на
установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным
объектом контроля со стороны учителя. Обучающийся не должен испытывать
неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами
реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных
упражнений должны использоваться игры – театрализации, игровые задания на
составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активирующие
живое общение обучающихся.
Аннотация к учебному предмету «Русский
язык» для обучающихся 3 класса.
Цель: формирование и
совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах
речевого общения.
Задачи:
· Обучать
навыкам грамотного письма и культуры речи.
· Заложить
основы для овладения устной и письменной речи.
· Формировать
основные орфографические и пунктуационные навыки.
· Развивать
познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их
умственному и речевому развитию.
· Научить
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
· Повысить
уровень общего развития обучающихся.
· Формировать
нравственные качества.
· Воспитывать любовь к родному языку и его
изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в специальной
(коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся с интеллектуальной недостаточность
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Программа по русскому языку
определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам,
учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по
программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с
нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта
специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в
содержании материала, в структуре его размещения. Ведущим коррекционным
принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному
предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной
функции. Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала,
когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для
постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного
повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Аннотация к учебному предмету «Уроки
добра» для обучающихся 3 класса.
Цель программы – формирование у обучающихся
социальных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
обучение навыкам общения
и сотрудничества;
формирование у
обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных
умений в процессе общения;
введение в мир
человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
формирование устойчивой
положительной самооценки обучающихся.
Очень важно, чтобы
повседневная жизнь и деятельность обучающихся были разнообразными,
содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Общая характеристика предмета.
Социальное развитие личности школьника
как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию социального
образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов
(«Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности
школьников.
Принцип гуманизма лежит
в основе отбора содержания социального образования, методов его реализации в
учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие
нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации,
эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный
выбор.
Для этого используются
разнообразные методы работы с детьми:
стимулирующие,
когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует
раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию
общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности,
его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на
игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и
художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания
ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в
реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного
произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных
произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно
значимого поведения.
Аннотация
к учебному предмету «Чтение» для обучающихся 3 класса.
Цель: Направленность уроков чтения на социализацию личности
умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных
способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности
и нравственных позиций поведения.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к уроку
чтения и к чтению как процессу;
- формирование у них техники чтения:
правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и
выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения
к чтению целым словом;
-
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
- развитие у них умения общаться на уроке
чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями
о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные
картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Общая характеристика учебного предмета.
Для чтения в 3 классах подбираются
доступные для детей произведения устного народного творчества, рассказы и
сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и
научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для
чтения лежит тематический принцип.
Продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем
самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая
условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного
повторения ранее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения
осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание
уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением
интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития,
что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа
чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется
постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к
синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет
свои трудности и требует подбора специальных методов и приёмов обучения.
Усвоение содержания читаемого
осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение
информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и
действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать
непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности
эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения текста учителем и
вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих
лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к
самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев
в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают
умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по
фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением
собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов,
соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для
каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу
текстов, навыкам устной речи. Как уже говорилось ранее, эти требования
формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их
продвижения.