Аннотация к учебному предмету «Мир истории» для обучающихся 6 класса.
Аннотация к учебному
предмету
«Мир истории»
для обучающихся 6 класса
История – достаточно сложная
дисциплина для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Сложность усвоения исторических
знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений,
глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности
которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью трудно. В
предмете истории заложены необходимое содержание и средства для формирования
нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления
социального опыта, а так же развития дефицитарных, при умственной отсталости,
высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления,
речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Структурным принципом
построения программы является линейно-концентрической принцип. Он дает
возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией,
естествознанием, математикой, литературой и другими.
Очень важно переводить на язык
истории, имеющиеся у детей знания из других областей, создавать иллюстративные
образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с
тем необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического
содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений.
Необходимо учить детей анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и
связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены
цивилизаций на Земле.
Дидактическими принципами, особое
внимание уделено соблюдению следующих принципов:
- принцип цивилизованного
анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с
другими явлениями в их исторической
ретроспективе;
- принцип
экзистенциональности, позволяющий
обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- принцип объективности для
устранения субъективных оценок, искажений и толкований исторических фактов.
Данные принципы подсказывают, как
следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую
хронологическую последовательность в программе специальной школы невозможно
из-за специфики учащихся.
В каждой программе
выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным
распределением часов для изучения темы. Большие разделы, охватывающие
определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры,
науки и искусства.
- обобщить,
имеющиеся в спонтанном опыте сведения, для формирования новых предпонятий,
понятий необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной
дисциплины; развитие и коррекция недостатков психического, речевого развития;
формирование навыков социальной и жизненной компетенции доступными средствами
образования.
ЗАДАЧИ:
- научить
правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- помочь стать
социально адаптированными в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств;
- формировать
новые предпонятия, понятия, необходимые для дальнейшего изучения истории как
общественной дисциплины.
В основу разработки пропедевтического
курса «Мир истории» положено научное исследование Л.В.Смирновой, которая
выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического
содержания (до начала обучения) у учащихся VI
класса носят разобщенный фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать
страну, край, область в которой живут, смешивают понятия «столица», «главный
город края, области», не представляют состав числа в временных границах века,
не умеют объяснить кто такие «предки», «потомки», что означает «кочевой,
оседлый образ жизни», «настоящее», «прошлое» и многие другие понятия.
Отсутствие опыта предварительного педагогического изучения готовности
умственно отсталого ребенка осваивать тот или иной предмет неизбежно связано
с завышением уровня сложности обучения, указанные выше обстоятельства
побудили авторов включить пропедевтическую программу «Мир истории» для
создания необходимых предпосылок к усвоению последующего курса
истории (VII - ХI классы).
Педагогические технологии и средства обучения (в том числе электронные),
используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
- традиционное
обучение;
- активное
обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);
- проблемное
обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии.