Русский язык

Аннотация к рабочей программе
по учебному предмету «Русский язык»
на уровне основного общего образования

 

Рабочие программы по  учебному  предмету «Русский язык» составлены на основании следующих нормативно - правовых документов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2.   Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида: 5-9 кл.: 2сб/ Под редакцией И.М. Бгажноковой. -М.: «Просвещение», 2010;

3.   Учебного плана ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» на 2022 – 2023 учебный год;

 4. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих програм учебных курсов, предметов, дисциплин ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат», утвержденного приказом № 49 от 24.09.2009г.

  

     Программы    определяют содержание предмета, последовательность его прохождения.     Учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.  Программы содержат материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

  Цель: развитие устной и письменной речи обучающихся как средства общения  и  способа коррекции познавательной деятельности; формирование основных значимых орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса к родному языку.

Задачи:

1               Формирование умений анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения, выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по русскому языку, научить обучающихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, умение работать с текстом;

2               Коррекция и развитие устной и письменной речи, высших психических функций овладевая знаниями языка;

3               Воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного отношения, интереса к русскому языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах деятельности.

   Содержание обучения имеет практическую направленность:

подготовить обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.

  Обучение   носит воспитывающий характер. Аномальное состояние обучающихся затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования  таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

 

Коммуникативно - речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико - орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

 Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
            Изучая тему «Слово», обучающиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Обучающиеся группируют слова по различным грамматическим признакам (предметность, действие, количество), по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально -оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Обучающихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

            Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

            В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь обучающихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

            Коммуникативно - речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У обучающихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
            С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления детей с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения обучающиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

            При изучении темы «Текст» у обучающихся 5—9 классов формируются следующие умения:Хочу такой сайт

  • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

  • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

 • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

  • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

  • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;

  • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

  • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

  • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
            Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

            Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений обучающихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

 

 

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебный план отводит на изучение предмета следующее количество часов:

   5 класс - 140 часов (4 ч)

    6 класс - 140 часов (4 ч)

    7 класс - 140 часов (4 ч)
   8 класс - 140 часов (4 ч)
   9 класс - 136 часов (4 ч)

Программа по русскому языку для основного общего образования рассчитана на 696 часов.

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».