Аннотация к рабочим программам по учебному предмету "Природоведение"
Рабочая программа составлена с
учетом:
· индивидуальных психофизических
особенностей обучающихся, рекомендаций ТПМПК а так же с учетом концепции
преподавания предметной области "Естествознание" в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные
программы (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р), рабочей программы воспитания обучающихся ГБОУ СО
«Колчеданская школа - интернат».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
· Согласно
учебному плану образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» на 2023 –
2024 учебный год учебный предмет «Природоведение» входит в
обязательную часть учебного плана в предметную область «Естествознание».
На учебный предмет «Природоведение» 5 класс отведено 2 часа в неделю,
что составляет 70 часов в год (35 учебных недель).
Рабочая программа
ориентирована на учебник по предмету «Природоведение» 5 класс для
образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина. – 2-е издание –
М.: Просвещение, 2019, рекомендованный Министерством просвещения РФ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
Природоведение является
одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного
образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в
становлении и развитии личности ребенка.
Природоведение – это
новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Курс природоведения
направлен на формирование у обучающихся представление об отличительных
особенностях живой и неживой природы, сезонных изменениях в ней. Изучение
природоведения в 5 классе направлено на обобщение знаний обучающихся об
окружающем мире, полученные при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися
в окружающей действительности. В тоже время данный учебный предмет для
пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему
усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и
исторических знаний. Отбор содержания проведен с учетом культурологического
подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание,
значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
В процессе изучения
природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память,
воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать,
обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для
коррекции их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания
помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически
воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Природоведение как
учебный предмет в 5 классе имеет большое значение в решении задач не только
обучения, но и воспитания. На уроках природоведения обучающиеся осваивают
основы адекватного и культурного поведения в окружающей природной среде,
учатся любить свой край, беречь и охранять природу, рационально использовать
природные богатства нашей Родины, им прививается бережное отношение к своему
здоровью и формируются необходимые знания ЗОЖ.
Данный курс наряду с
другими предметами играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и
воспитании личности.
Курс «Природоведение»
ставит своей целью обобщить и систематизировать знания обучающихся об
окружающем мире, полученные при ознакомлении с предметами и явлениями,
встречающимися в окружающей действительности, создать теоретическую и
практическую базу для изучения биологии и географии в старших классах.
Задачи:
· формирование
элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
· демонстрация
тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
· формирование
умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в
повседневной жизни;
· формирование
географических представлений о формах поверхности, водоемах, воздухе, полезных
ископаемых, населении, городах;
· воспитание
патриотических чувств, эстетических чувств (умение видеть красоту природы),
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
· воспитание
социально значимых качеств личности;
· развитие
навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным
материалом;
· познакомить
с расположением РФ на географической карте, ее столицей, географическим
положением, занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.