СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» Протокол № 8 от «20» августа 2024г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СО «Колчеданская школа - интернат» _____________________Богачёва И.Т. Приказ № 213/1 от «26» августа 2024г. ПОЛОЖЕНИЕ об итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат» с. Колчедан, 2024 1. Общие положения 1.1. Положение об итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам», Уставом ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат». 1.2. Положение регулирует порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.3. Итоговая аттестация проводится с целью оценки результатов учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и установления их соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО). 1.4. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1.5. При проведении итоговой аттестации критериями оценки служат объем, полнота, системность и обобщенность усвоенных знаний, умений и навыков, а также учитываются личностные результаты, наличие динамики и особенности психофизического развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговая аттестация, завершающая освоение адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является обязательной и проводится в порядке и форме, установленными ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат» (далее – образовательное учреждение). 2. Организация итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.2. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план. Допуск к итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оформляется протоколом педагогического совета, на основании которого издается приказ по образовательному учреждению. 2.3. Итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится экзаменационной комиссией образовательного учреждения, состав которой утверждается приказом директора образовательного учреждения. 2.4. Итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится по утвержденному директором образовательного учреждения расписанию, которое не позднее, чем за две недели до начала экзаменационного периода, доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.5. Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, указанные в расписании проведения итоговой аттестации, утвержденным приказом директора образовательного учреждения. 2.6. Сроки проведения испытаний обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. 2.7. Испытания для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводятся с 9 часов по местному времени в максимально благоприятной обстановке. 2.8. Количество часов, отведенных на эти испытания – до трех астрономических часов. 2.9. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии заявления родителей (законных представителей) и медицинской справки о временной нетрудоспособности ребенка по болезни, в том числе, отображаемой в электронном журнале. 2.10. Содержание экзаменационных материалов рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора образовательного учреждения не позднее, чем за один месяц до начала итоговой аттестации. 2.11. Экзаменационный материал заверяется печатью образовательного учреждения и хранится у заместителя директора по учебно – воспитательной работе. 3. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3.1. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершению реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проходят итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое – предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю трудового обучения. 3.2. Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни проводится в форме метапредметного теста. 3.3. Оценка знаний и умений обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по выбранному профилю труда проводится в форме практической экзаменационной работы и в форме устного ответа по экзаменационным билетам или в форме собеседования, состоящего из двух теоретических вопросов, направленных на выявление базового уровня знаний и умений, соответствующих программным требованиям по предмету «Профильный труд». 3.4. На устный ответ по экзаменационным билетам (или на собеседовании) обучающемуся отводится не более 30 минут. 3.5. Между практической экзаменационной работой и устным ответом по экзаменационным билетам (или на собеседовании) устанавливается 20-ти минутный перерыв. 3.6. Вопросы и задания к метапредметному тесту и экзаменационным билетам (или собеседованию) для проведения итоговой аттестации разрабатываются педагогическими работниками самостоятельно с учетом содержания учебных программ и уровня подготовки обучающихся. 3.7. Итоговая аттестация обучающихся проводится в благоприятной психологической и организационной обстановке, исключающей отрицательное влияние на психофизическое состояние обучающихся. 3.8. Для выполнения практической экзаменационной работы по выбранному профилю труда обучающемуся предоставляется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием и материалом. 3.9. Перед началом практической работы учитель по профильному труду сообщает обучающемуся задание и условия его выполнения, проводит инструктаж по технике безопасности. 3.10. Практическая работа оценивается по следующим показателям: - умение организовать свое рабочее место; - умение рационально спланировать свою работу; - соблюдение технологии выполнения работы; - соблюдение техники безопасности при выполнении работы. 3.11. При выставлении итоговой отметки по профилю труда надлежит руководствоваться следующим: - отметки за выполнение практической работы и ответ на вопросы экзаменационных билетов (или в ходе собеседования) выставляются в ведомости отдельно; - итоговая отметка по профилю труда выставляется как совокупная по результатам выполнения практической работы и устного ответа по экзаменационным билетам (или по результатам собеседования). 3.12. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся на дому по состоянию здоровья, итоговая аттестация проводится в форме метапредметного теста и устного ответа по экзаменационным билетам (или в форме собеседования). Экзаменационный билет (собеседование) состоит из двух теоретических вопросов, направленных на выявление базового уровня знаний и умений, соответствующих программным требованиям по предмету «Профильный труд». Итоговая аттестация проводится на дому в присутствии экзаменационной комиссии, состав которой утверждается приказом директора образовательного учреждения. 4. Оценка результатов испытаний 4.1. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отметки за выполнение практической работы, экзаменационной работы в форме устного ответа (или собеседования), метапредметного теста заносятся в экзаменационный протокол и в электронный журнал. 4.2. Все экзаменационные протоколы подписываются членами экзаменационной комиссии и хранятся в соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел для образовательного учреждения. 4.3. Результаты испытаний обучающихся с легкой умственной (интеллектуальными нарушениями) оцениваются по пятибалльной шкале. отсталостью 5. Порядок выдачи документа об окончании образовательного учреждения 5.1. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». 5.2. Свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения не позднее десяти дней после даты распорядительного акта об отчислении выпускников из образовательного учреждения. 5.3. Решение о выдаче документа оформляется протоколом педагогического совета, на основании которого издается приказ по образовательному учреждению. 5.4. В свидетельство выставляются итоговые отметки по каждому учебному предмету обязательной части учебного плана и части учебного плана образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента подписания приказа об утверждении настоящего Положения директором образовательного учреждения. 6.2. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.