Аннотации 1 кл (1)

Аннотация Математика 1 класс
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса разработана на
основе:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599
« Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями)».
• СанПиН 2.42.3286 – 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528).
• Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана с
учетом особенностей психофизического развития индивидуальных
возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК:
•

« Математика» в 2-х частях, Т.В. Алышева. Москва, Просвещение
2016 год.

Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях, автор Т.В. Алышева, Москва
«Просвещение» 2014г. 1 класс. Пособие для учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вид.

Общая характеристика учебного предмета.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов
в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
• Формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) математических
знаний и умений, необходимых для решения учебно- воспитательных
задач и развитие способности их использования при решении
соответствующих возрасту задач;
• Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учётом их индивидуальных
возможностей;
• Формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности , настойчивости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою
деятельность, доводить начатое до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Особенности контроля.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия
второго класса используется качественная оценка деятельности
обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане.
На изучение математики выделяется- 99 часов ( 3 часа в неделю, 33
учебные недели): из них пропедевтика- 14 часов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных
результатов.

Личностные учебные действия:
1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
3. Положительное отношение к окружающей действительности,
готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию.
4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.
5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей.
6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученикученик, ученик- класс, учитель- класс).
2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
3. Обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
7. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.).

2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов.
Познавательные учебные действия:
1. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов.
2. Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
4. Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями.
5. Читать, писать, выполнять арифметические действия.
6. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
7. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (
понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).

Аннотация Мир природы и человека 1 класс
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 1 класса
разработана на основе:
• Адаптационной основной образовательной программы образования
учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными
нарушениями).
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г № 1599
« Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями)».
• СанПиН 2.42. 3286- 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528).
• Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека»
разработана с учетом особенностей психофизического развития
индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК:
• Учебник «Живой мир» авторы Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О.
Куртова Москва «Просвещение» 2016г.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших
умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено
значительным отставанием первоклассников в общем и речевом развитии от
своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному
предмету имеют интегративный характер.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека. Направленное исправление дефектов общего и речевого развития
детей, их познавательной деятельности.
Курс « Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать

причинно- следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса « Мир природы и человека» учтены
современные научные данные об особенностях познавательной деятельности,
эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями) с предметами познания , по возможности
в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в
специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе
решения учебно- познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение
характеристик предмета познания, преемственность изученных тем.
Основное внимание при изучении курса « Мир природы и человека»
уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмыслений и самостоятельной организации безопасной жизни
в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа ( в том числе человек)»,
«Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонные изменения. Временные изменения.
День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце ( по
результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Время года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени
года ( изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека).
Месяцы осенние, зимние. Весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в
году, начиная с января. Календарь.
Осень- начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима- начало,
середина, конец зимы. Весна- ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времён года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в
разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха ( тепло- холодно, жара, мороз,
замеры температуры); осадки ( снег-дождь, иней, град); ветер ( холодныйтёплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце ( яркое- тусклое,
большое- маленькое, греет, светит) облака ( облака, тучи, гроза), состояние
водоёмов ( ручьи, лужи, покрылись льдом, тёплая- холодная вода), почвы (
сухая, влажная- заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе.
Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных (
звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов
и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие,
летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда
людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учёт времени года,
погоды, предполагаемых занятий ( игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе
в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа,
травм в связи с сезонными особенностями ( похолодание, гололёд, жара и
пр.)
Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды.
Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение ( корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семян на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.
Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем
кормят их люди. Место в жизни человека ( для чего содержат животное),
забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой ( подкормка,
изготовление кормушек).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, правила сбора урожая
грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ( малыш, школьник,
молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека( голова,
туловище, ноги и руки( конечности). Ориентировка в схеме тела на картине и
на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти,
волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос ( мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта( чистка зубов, полоскание). Гигиена рук( мытьё).
Органы чувств человека( глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни

человека( ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением человека( внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища( проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания( полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена( умывание, приём ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек- член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг… личные
вещи ребёнка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи,
одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессия людей ближайшего
окружения ребёнка.
Магазины( «овощи- фрукты», продуктовый, промтоварный ( одежда, обувь,
бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Название учреждения. Основные
профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в
магазине.
Транспорт. Название. Называние отдельных видов транспорта( машины,
легковые и грузовые, метро, маршрутное такси, трамваи, троллейбусы,
автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний.
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина- Россия. Наш город. Населённые пункты. Столица. Флаг.
Герб. Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие национальности. Национальные костюмы. Россиямногонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний( гриппа)- приём витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной( постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни ( изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, приём лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния ( что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения в лесу, на воде , в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движение по улице группой. Изучение ПДД:
сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребёнка на
улице( сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей,
инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём для уборки
класса. Правила обращения с горячей водой( в кране, в чайнике),
электричеством, газом ( на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Особенности контроля.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия
второго класса используется качественная оценка деятельности
обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение.
Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане.
На изучение данного предмета выделяется- 66 часов ( 2 часа в неделю, 33
учебные недели).
Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных
результатов.
Аннотация Речевая практика 1 класс
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 1 класса
разработана на основе:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №
1599 « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
• СанПиН 2.42.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528).
•

Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика»

разработана с учетом особенностей психофизического развития
индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебника:
«Речевая практика» С.В. Комарова, Москва, «Просвещение» 2017г.
Общая характеристика учебного предмета.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского
языка, призвало решать следующие задачи:
1. Уточнение
и
обогащение
представлений
об
окружающей

2.
3.
4.
5.
6.
7.

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (
слово, предложение, словосочетание);
Формирование первоначальных
«дограмматических» понятий и
развитие коммуникативно- речевых навыков;
Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико- ориентировочных задач;
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
Развитие навыков устной коммуникации;
Формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.

Речевое развитие. Понимание обращённой речи. Выполнение несложных
словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счёт слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация
словаря. Использование усвоенных языковых средств ( слов, словосочетаний
и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения ( после проведения подготовительной работы); ответов на
вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объёму текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трёх
предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные
наблюдения, практические действия и т.д.
Особенности контроля.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия
второго класса используется качественная оценка деятельности
обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане.
На изучение данного предмета выделяется- 66 часов ( 2 часа в неделю, 33
учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных
результатов.
Личностные учебные действия:

8. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
10. Положительное отношение к окружающей действительности,
готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её
восприятию.
11. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей.
12. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей.
13. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
14. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
8. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученикученик, ученик- класс, учитель- класс).
9. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
10. Обращаться за помощью и принимать помощь.
11. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
12. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
13. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми.
14. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
5. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.).
6. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
7. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
8. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных

критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов.
Познавательные учебные действия:
8. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов.
9. Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
10. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
11. Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями.
12. Читать, писать, выполнять арифметические действия.
13. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
14. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (
понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
Аннотация Русский язык 1 класс
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса разработана
на основе:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №
1599 « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
• СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528).

• Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана
с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных
возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК :
« Букварь» В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Москва, Просвещение
2014 год.
• В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте: пособие для учащихся 1
класса специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида Москва, Просвещение ,1997год.

•

Общая характеристика учебного предмета.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от
его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку
обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемыми ими, в
основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми
для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников
обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Обучение русскому языку в дополнительном первом классе
предусматривает включение в примерную учебную программу следующих
разделов:
• «Подготовка к усвоению грамоты»,
• «Обучение грамоте»,
• «Практические грамматические упражнения и развитие речи»,
• «Чтение и развитие речи»,
• «Речевая практика».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру
русского языка призваны решать следующие задачи:
• Уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (
слово, предложение, словосочетание);

• Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и
развитие коммуникативно- речевых навыков;
• Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико- ориентированных задач;
• Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
• Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
• Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• Формировать положительные нравственные качества и свойства
личности;
• Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
•

развитие слухового восприятия и речевого слуха;

•

развитие зрительного и пространственного восприятия;

•

развитие пространственной ориентировки;

•

развитие координации движений кисти руки и пальцев.

•

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

•

развитие устной речи и обогащение словаря;

•

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет две недели первой четверти.
Основные задачи добукварного периода:
* подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения
и письма;
• привить интерес к обучению;
• выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а
также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию
речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять
несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на
вопросы.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период
является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся
различать звуки окружающей действительности, например: шуршание
листьев, голоса животных (р-р-р. Ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Учащиеся практически
знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся
составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на
слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в
большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта
работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных
или написанных слов.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь: делить
предложения (из двух-трех слов) на слова; двусложные слова на слоги;
выделять звуки а. у, м в начале слов; владеть графическими навыками.
Букварный период.
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез
как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте
являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие
тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв
и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений опираются на звуко- буквенный анализ, предварительную
условно- графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной
азбуки.
Особенности контроля.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия
второго класса используется качественная оценка деятельности
обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
На изучение русского языка выделяется - 99 часов (3 часа в неделю, 33
учебные недели): из них добукварный период- 14 часов; букварный период85 часов.

Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных
результатов.
Аннотация Чтение 1 класс
Рабочая программа по предмету «Чтение» для 1 класса разработана на
основе:
• Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
•

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №
1599 « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

• СанПиН 2.42.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15
Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528).
• Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана с
учетом особенностей психофизического развития индивидуальных
возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК :
• « Букварь» В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Москва, Просвещение
2014 год.

Цель учебного предмета: научить обучающихся правильно и осмысленно
читать доступный их пониманию текст.
Общая характеристика учебного предмета.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и
коррекционная направленность обучения языку обусловливает его
специфику. Все знания учащихся, получаемыми ими, в основном при
выполнении упражнений, являются практически значимыми для их
социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции
познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников
обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой,
графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
Задачи
• Уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (
слово, предложение, словосочетание);
• Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и
развитие коммуникативно- речевых навыков;
• Овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико- ориентированных задач;
• Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
• Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
• Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• Формировать положительные нравственные качества и свойства
личности;
• Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
•

развитие слухового восприятия и речевого слуха;

•

развитие зрительного и пространственного восприятия;

•

развитие пространственной ориентировки;

•

развитие координации движений кисти руки и пальцев.

•

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

•

развитие устной речи и обогащение словаря;

•

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет две недели первой четверти.
Основные задачи добукварного периода:
* подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
* привить интерес к обучению;
* выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
* формирование общеречевых навыков по развитию слухового и
зрительного восприятия;
* формирование правильной артикуляции и дикции;
* развитие слухового восприятия и речевого слуха;
* развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
1 . Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что
находится в классе. Беседы на темы: « Порядок в классе», « Учитель и
ученики», « Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «
Ученики и учителя других классов», « Перемены в школе и их назначение», «
Я и моя семья», « Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно
сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя,
поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из
класса.
3. изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся в
обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые
поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания
, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, пересказывать сказки
с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по
предметным картинкам, составлять простые предложения по своим
практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (
совместно с логопедом) и расстройства движений рук ( совместно с врачом).
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого
слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности ( стук, звон, гудение,
жужжание и др.). различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи
с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые
учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому
составу ( жук- лук, стол- стул, палка- лапка).
Деление простого предложения ( из 2-3 слов) на слова. Деление простых по
структуре слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных
звуков ( а,у, м. и др.), различение их в словах.

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение
наиболее распространённых цветов ( чёрный, белый, красный, синий,
жёлтый, зелёный).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий
и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок
разного цвета.
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов .
Букварный период.
Основные задачи букварного периода:
* исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и
двигательного анализаторов;
* изучение звуков и букв, формирование навыков орфографическиправильных слоговых структур;
*развитие артикуляционного аппарата;
* заложить основы владения чтением.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых
структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в
начале и в конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук
легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов ( ау, уа, ам, ум и др.), чтение
этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов,
сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы,
р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами,
определение местонахождения их в словах.
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных
звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в,
ж, б,г, д,й,ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах.
Образование закрытых и открытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными
в начале слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Чтение предложений из 2-3 слов.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е,я, ю,ц. ч,
щ, ф,э,ъ.
Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Особенности контроля.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия
второго класса используется качественная оценка деятельности
обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение.
Место учебного предмета «Чтение и развитие речи» в учебном плане.
На изучение чтения выделяется- 99 часов ( 3 часа в неделю, 33 учебные
недели): из них добукварный период- 14 дней ; букварный период- 85часов.

Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных
результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».