Аннотация Математика 1 класс Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса разработана на основе: • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.42.3286 – 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528). • Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: • « Математика» в 2-х частях, Т.В. Алышева. Москва, Просвещение 2016 год. Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях, автор Т.В. Алышева, Москва «Просвещение» 2014г. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид. Общая характеристика учебного предмета. Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: • Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- воспитательных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; • Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учётом их индивидуальных возможностей; • Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности , настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Особенности контроля. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане. На изучение математики выделяется- 99 часов ( 3 часа в неделю, 33 учебные недели): из них пропедевтика- 14 часов. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов. Личностные учебные действия: 1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. 2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. 4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. 5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. 6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. 7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученикученик, ученик- класс, учитель- класс). 2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. 3. Обращаться за помощью и принимать помощь. 4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. 5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. 7. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: 1. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). 2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. 4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: 1. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. 2. Устанавливать видо-родовые отношения предметов. 3. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 4. Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями. 5. Читать, писать, выполнять арифметические действия. 6. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. 7. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Аннотация Мир природы и человека 1 класс Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 1 класса разработана на основе: • Адаптационной основной образовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.42. 3286- 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528). • Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК: • Учебник «Живой мир» авторы Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Москва «Просвещение» 2016г. Общая характеристика учебного предмета Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер. Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Курс « Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно- следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса « Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: - полисенсорности восприятия объектов; - практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) с предметами познания , по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; - накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно- познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.; - закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; - постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изученных тем. Основное внимание при изучении курса « Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмыслений и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа ( в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце ( по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Время года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года ( изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека). Месяцы осенние, зимние. Весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь. Осень- начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима- начало, середина, конец зимы. Весна- ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времён года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха ( тепло- холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки ( снег-дождь, иней, град); ветер ( холодныйтёплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце ( яркое- тусклое, большое- маленькое, греет, светит) облака ( облака, тучи, гроза), состояние водоёмов ( ручьи, лужи, покрылись льдом, тёплая- холодная вода), почвы ( сухая, влажная- заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года. Жизнь растений и животных ( звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учёт времени года, погоды, предполагаемых занятий ( игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями ( похолодание, гололёд, жара и пр.) Живая природа. Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение ( корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семян на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека ( для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой ( подкормка, изготовление кормушек). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, правила сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой. Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ( малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека( голова, туловище, ноги и руки( конечности). Ориентировка в схеме тела на картине и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос ( мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта( чистка зубов, полоскание). Гигиена рук( мытьё). Органы чувств человека( глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека( ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением человека( внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища( проветривание, регулярная уборка), гигиена питания( полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена( умывание, приём ванной), прогулки и занятия спортом. Человек- член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг… личные вещи ребёнка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессия людей ближайшего окружения ребёнка. Магазины( «овощи- фрукты», продуктовый, промтоварный ( одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Название учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Название. Называние отдельных видов транспорта( машины, легковые и грузовые, метро, маршрутное такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина- Россия. Наш город. Населённые пункты. Столица. Флаг. Герб. Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россиямногонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний( гриппа)- приём витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной( постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни ( изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, приём лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния ( что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведения в лесу, на воде , в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движение по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребёнка на улице( сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой( в кране, в чайнике), электричеством, газом ( на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Особенности контроля. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение. Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане. На изучение данного предмета выделяется- 66 часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели). Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов. Аннотация Речевая практика 1 класс Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 1 класса разработана на основе: • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.42.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528). • Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебника: «Речевая практика» С.В. Комарова, Москва, «Просвещение» 2017г. Общая характеристика учебного предмета. В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвало решать следующие задачи: 1. Уточнение и обогащение представлений об окружающей 2. 3. 4. 5. 6. 7. действительности и овладение на этой основе языковыми средствами ( слово, предложение, словосочетание); Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно- речевых навыков; Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико- ориентировочных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; Развитие навыков устной коммуникации; Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Речевое развитие. Понимание обращённой речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счёт слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Использование усвоенных языковых средств ( слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения ( после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объёму текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трёх предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. Особенности контроля. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение. Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане. На изучение данного предмета выделяется- 66 часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели). Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов. Личностные учебные действия: 8. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. 9. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 10. Положительное отношение к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию. 11. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. 12. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей. 13. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. 14. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: 8. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученикученик, ученик- класс, учитель- класс). 9. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. 10. Обращаться за помощью и принимать помощь. 11. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. 12. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 13. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. 14. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия: 5. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). 6. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. 7. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. 8. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия: 8. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. 9. Устанавливать видо-родовые отношения предметов. 10. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. 11. Пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями. 12. Читать, писать, выполнять арифметические действия. 13. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. 14. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией ( понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Аннотация Русский язык 1 класс Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса разработана на основе: • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528). • Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК : « Букварь» В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Москва, Просвещение 2014 год. • В.В.Воронкова Тетрадь по обучению грамоте: пособие для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида Москва, Просвещение ,1997год. • Общая характеристика учебного предмета. Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемыми ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку в дополнительном первом классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: • «Подготовка к усвоению грамоты», • «Обучение грамоте», • «Практические грамматические упражнения и развитие речи», • «Чтение и развитие речи», • «Речевая практика». В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка призваны решать следующие задачи: • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами ( слово, предложение, словосочетание); • Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно- речевых навыков; • Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико- ориентированных задач; • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; • Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма; • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • Формировать положительные нравственные качества и свойства личности; • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности. Основные направления коррекционной работы: • развитие слухового восприятия и речевого слуха; • развитие зрительного и пространственного восприятия; • развитие пространственной ориентировки; • развитие координации движений кисти руки и пальцев. • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; • развитие устной речи и обогащение словаря; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет две недели первой четверти. Основные задачи добукварного периода: * подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; • привить интерес к обучению; • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р. Ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь: делить предложения (из двух-трех слов) на слова; двусложные слова на слоги; выделять звуки а. у, м в начале слов; владеть графическими навыками. Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко- буквенный анализ, предварительную условно- графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Особенности контроля. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане. На изучение русского языка выделяется - 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели): из них добукварный период- 14 часов; букварный период85 часов. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов. Аннотация Чтение 1 класс Рабочая программа по предмету «Чтение» для 1 класса разработана на основе: • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)». • СанПиН 2.42.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»( вместе с СаНПиН 2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528). • Учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы предусмотрена на основе УМК : • « Букварь» В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Москва, Просвещение 2014 год. Цель учебного предмета: научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. Общая характеристика учебного предмета. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемыми ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Задачи • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами ( слово, предложение, словосочетание); • Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно- речевых навыков; • Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико- ориентированных задач; • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; • Вырабатывать элементарные навыки грамотного письма; • Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • Формировать положительные нравственные качества и свойства личности; • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности. Основные направления коррекционной работы: • развитие слухового восприятия и речевого слуха; • развитие зрительного и пространственного восприятия; • развитие пространственной ориентировки; • развитие координации движений кисти руки и пальцев. • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; • развитие устной речи и обогащение словаря; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет две недели первой четверти. Основные задачи добукварного периода: * подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; * привить интерес к обучению; * выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка; * формирование общеречевых навыков по развитию слухового и зрительного восприятия; * формирование правильной артикуляции и дикции; * развитие слухового восприятия и речевого слуха; * развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. 1 . Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: « Порядок в классе», « Учитель и ученики», « Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», « Ученики и учителя других классов», « Перемены в школе и их назначение», « Я и моя семья», « Окружающий меня мир». 2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся в обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы. 4. развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания , слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения ( совместно с логопедом) и расстройства движений рук ( совместно с врачом). 5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности ( стук, звон, гудение, жужжание и др.). различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу ( жук- лук, стол- стул, палка- лапка). Деление простого предложения ( из 2-3 слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков ( а,у, м. и др.), различение их в словах. 6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов ( чёрный, белый, красный, синий, жёлтый, зелёный). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов . Букварный период. Основные задачи букварного периода: * исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; * изучение звуков и букв, формирование навыков орфографическиправильных слоговых структур; *развитие артикуляционного аппарата; * заложить основы владения чтением. Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова ( в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв слов ( ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б,г, д,й,ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах. Образование закрытых и открытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чтение предложений из 2-3 слов. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е,я, ю,ц. ч, щ, ф,э,ъ. Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Особенности контроля. Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающихся через словесное и эмоциональное поощрение. Место учебного предмета «Чтение и развитие речи» в учебном плане. На изучение чтения выделяется- 99 часов ( 3 часа в неделю, 33 учебные недели): из них добукварный период- 14 дней ; букварный период- 85часов. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов.