Положение об итоговой аттестации

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат»
Протокол № 8 от «20» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГБОУ СО «Колчеданская школа - интернат»
_____________________Богачёва И.Т.
Приказ № 213/1 от «26» августа 2024г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»

с. Колчедан, 2024

1. Общие положения
1.1. Положение об итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат» (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14.10.2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства
об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего
общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам», письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.06.2021 г. №
АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации», Уставом ГБОУ СО «Колчеданская школа –
интернат».
1.2. Положение регулирует порядок, формы и содержание проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершению
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.3. Итоговая аттестация проводится с целью оценки результатов учебной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и установления
их соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - ФГОС УО).
1.4. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
1.5. При проведении итоговой аттестации критериями оценки служат объем, полнота,
системность и обобщенность усвоенных знаний, умений и навыков, а также учитываются
личностные результаты, наличие динамики и особенности психофизического развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговая аттестация, завершающая освоение адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
является обязательной и проводится в порядке и форме, установленными ГБОУ СО
«Колчеданская школа – интернат» (далее – образовательное учреждение).

2. Организация итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
2.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.2. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), не имеющие академической задолженности и в полном
объеме выполнившие учебный план. Допуск к итоговой аттестации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оформляется протоколом
педагогического совета, на основании которого издается приказ по образовательному
учреждению.

2.3. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится экзаменационной комиссией образовательного учреждения, состав
которой утверждается приказом директора образовательного учреждения. Председателем
экзаменационной комиссии назначается заместитель директора по учебно – воспитательной
работе. В состав членов экзаменационной комиссии входит экзаменующий учитель.
2.4. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводится по утвержденному директором образовательного учреждения
расписанию, которое не позднее, чем за две недели до начала экзаменационного периода,
доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.5. Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторную итоговую
аттестацию в дополнительные сроки, указанные в расписании проведения итоговой
аттестации, утвержденным приказом директора образовательного учреждения.
2.6. Сроки проведения испытаний обучающихся
(интеллектуальными
нарушениями)
образовательное
самостоятельно.

с

умственной отсталостью
учреждение
устанавливает

2.7. Испытания для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проводятся с 9 часов по местному времени в максимально благоприятной
обстановке.
2.8. Количество часов, отведенных на эти испытания – до трех астрономических часов.
2.9. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность
сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии заявления родителей
(законных представителей) и медицинской справки о временной нетрудоспособности ребенка
по болезни, в том числе, отображаемой в электронном журнале.
2.10. При разработке контрольно – измерительных материалов (далее – КИМ) и оценке
результатов в ходе проведения итоговой аттестации следует придерживаться педагогической
дифференциации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.11. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет два уровня
овладения предметными результатами, поэтому КИМ для итоговой аттестации
разрабатываются в двух вариантах.
2.12. Дифференциацию обучающихся на группы в соответствии с их уровнем освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (достаточный, минимальный)
проводит экспертная группа на психолого – педагогическом консилиуме (далее – ППк), исходя
из потенциальных возможностей и структуры дефекта обучающихся.
2.13. Основанием для уровневой дифференциации КИМ для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является выписка из решения ППк (выписка
прилагается к КИМ). Содержание испытаний распределяется на два уровня (достаточный,
минимальный). Количество заданий подбираются примерно в равном количестве и
затрачиваемому времени на их выполнение по оцениваемым учебным предметам.
2.14. КИМ разрабатываются учителями с учетом содержания учебных программ, уровня
подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2.15. КИМ для комплексной оценки предметных результатов разрабатываются учителями
русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни совместно. Комплексная
итоговая работа состоит из четырех связанных между собой частей, направленных
одновременно на выявление предметных результатов и на решение жизненных задач.
2.16. Содержание экзаменационных материалов рассматривается на школьном методическом
объединении и утверждается приказом директора образовательного учреждения не позднее,
чем за один месяц до начала итоговой аттестации.
2.17. Экзаменационный материал заверяется печатью образовательного учреждения и
хранится у заместителя директора по учебно – воспитательной работе.

3. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
3.1. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по
завершению реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проходят итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое – предполагает комплексную
оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики
и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и умений по выбранному
профилю трудового обучения.
3.2. Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения, математики и основ социальной жизни проводится в форме метапредметного теста.
3.3. Оценка знаний и умений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по выбранному профилю труда проводится в форме практической
экзаменационной работы и в форме устного ответа по экзаменационным билетам или в форме
собеседования, состоящего из двух теоретических вопросов, направленных на выявление
базового уровня знаний и умений, соответствующих программным требованиям по предмету
«Профильный труд».
3.4. На устный ответ по экзаменационным билетам (или на собеседовании) обучающемуся
отводится не более 30 минут.
3.5. Между практической экзаменационной работой и устным ответом по экзаменационным
билетам (или на собеседовании) устанавливается 20-ти минутный перерыв.
3.6. Вопросы и задания к метапредметному тесту и экзаменационным билетам (или
собеседованию) для проведения итоговой аттестации разрабатываются педагогическими
работниками самостоятельно с учетом содержания учебных программ и уровня подготовки
обучающихся.
3.7. Итоговая аттестация обучающихся проводится в благоприятной психологической и
организационной обстановке, исключающей отрицательное влияние на психофизическое
состояние обучающихся.
3.8. Для выполнения практической экзаменационной работы по выбранному профилю труда
обучающемуся предоставляется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием и
материалом.
3.9. Перед началом практической работы учитель по профильному труду сообщает
обучающемуся задание и условия его выполнения, проводит инструктаж по технике
безопасности.

3.10. Практическая работа оценивается по следующим показателям:
- умение организовать свое рабочее место;
- умение рационально спланировать свою работу;
- соблюдение технологии выполнения работы;
- соблюдение техники безопасности при выполнении работы.
3.11. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
обучающихся на дому по состоянию здоровья, итоговая аттестация проводится в форме
метапредметного теста и устного ответа по экзаменационным билетам (или в форме
собеседования). Экзаменационный билет (собеседование) состоит из двух теоретических
вопросов, направленных на выявление базового уровня знаний и умений, соответствующих
программным требованиям по предмету «Профильный труд». Итоговая аттестация проводится
на дому в присутствии экзаменационной комиссии, состав которой утверждается приказом
директора образовательного учреждения.
4. Оценка результатов испытаний
4.1. Результаты итоговой аттестации выпускников оцениваются отметкой «зачет» и (или)
«незачет».
4.2. Результаты итоговой аттестации выпускников заносятся в протоколы (приложение 1,
приложение 2) по каждому испытанию, которые подписываются всеми членами
экзаменационной комиссии.
4.3. Сводный протокол (приложение 3) оформляется во второй день прохождения испытаний
выпускниками.
4.4. Сводный протокол и протоколы по результатам испытаний хранятся 75 лет.
4.5. Отметки за выполнение заданий заносятся в протокол. Все задания итоговой аттестации
оцениваются отметкой «зачет» и (или) «незачет». Отметка «зачет» ставится, если
обучающийся верно выполнил 35% заданий и свыше; отметка «незачет» ставится, если
обучающийся выполнил менее 35% заданий.
4.6. В случае незачета выпускнику предоставляется возможность пересдачи в установленные
сроки распорядительным актом образовательного учреждения.
4.7. «Незачет» ставится выпускнику только в случае, если он по состоянию здоровья или
психического состояния не смог продемонстрировать свои знания и умения на итоговой
аттестации, но желает это сделать. Тогда администрация образовательного учреждения
организует условия для прохождения им процедуры итоговой аттестации в другой день. Во
всех других случаях выпускникам ставится «зачет».
5. Итоговая оценка качества освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
5.1. Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – обучающиеся с
ТМНР) осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем наблюдения за
выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и
искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
5.2. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ТМНР адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должно быть достижение результатов освоения
специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР) последнего года обучения
и развитие жизненной компетенции обучающихся.

5.3. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в
освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель
не успешности их обучения и развития в целом.
5.4. Для итоговой аттестации обучающегося с ТМНР используются параметры,
представляющие собой актуальные для конкретного обучающегося личностные планируемые
результаты по дисциплинам, представленным в его индивидуальном плане. Подлежат
итоговой оценке те предметные планируемые результаты, которые максимально
соответствуют развитию жизненной компетенции обучающегося с ТМНР.
5.5. Параметры заносятся в соответствующие блоки индивидуального бюллетеня (приложение
4) оценки уровня достижения результатов освоения СИПР последнего года обучения
обучающегося с ТМНР и оцениваются в соответствии с разработанной в образовательном
учреждении системой оценивания. Индивидуальный бюллетень заполняется специалистами,
осуществляющими процесс образования и развития обучающегося.
5.6. Помимо параметров оценивания индивидуальный бюллетень также содержит сведения об
условиях (объекте, ситуации) наблюдения; сведения о способах измерения (используемый
инструментарий, содержание заданий, инструкции и форма их подачи); комментарии,
отражающие способ, результат выполнения обучающимся с ТМНР задания, уровень
самостоятельности ребенка при выполнении задания, а также характер и степень оказываемой
ему помощи со стороны взрослого.
5.7. Оценка достижения планируемых результатов производится на итоговом заседании ППк.
Оценка личностных планируемых результатов и сформированности базовых учебных
действий производится путем коллективного обсуждения результатов наблюдения за
обучающимся с ТМНР членами экспертной группы. Оценка освоения предметных
планируемых результатов осуществляется педагогическими работниками, реализующими
содержание соответствующих учебных предметов (коррекционных курсов), и согласуется с
другими членами экспертной группы.
5.8. Индивидуальный бюллетень оценки заверяется подписями всех членов экспертной
группы на итоговом заседании ППк.
5.9. Результаты оценки достижения обучающимся с ТМНР планируемых результатов
заносятся в его итоговую характеристику. На основании полученных данных делается вывод
о развитии жизненной компетенции обучающегося с ТМНР.
5.10. Критерии оценивания уровня достижения личностных планируемых результатов,
сформированности базовых учебных действий, предметных планируемых результатов
обучения представлены в адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6. Порядок выдачи документа об окончании образовательного учреждения
6.1. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости) выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые
устанавливаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его
выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами
умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
6.2. Свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения не позднее
десяти дней после даты распорядительного акта об отчислении выпускников из
образовательного учреждения.

6.3. Решение о выдаче документа оформляется протоколом педагогического совета, на
основании которого издается приказ по образовательному учреждению.
6.4. В свидетельство выпускников сведения вносятся следующим образом:
• для обучавшихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) выставляются итоговые отметки по каждому учебному
предмету обязательной части учебного плана и части учебного плана образовательного
учреждения, формируемой участниками образовательных отношений;
• для обучавшихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) перечисляются названия учебных предметов и
коррекционных курсов, отметки не выставляются.
6.5. Заполненное и выданное свидетельство об обучении вносится в ФИС ФРДО.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента подписания приказа об утверждении
настоящего Положения директором образовательного учреждения.
7.2. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия новой редакции
Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Положению об итоговой аттестации обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»,
утвержденному приказом директора от 26.08.2024 г. № 213/1
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Колчеданская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

«____» ____________ 20___ г.
ПРОТОКОЛ № 1
итоговой аттестации по комплексной оценке предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, литературного чтения,
математики, основ социальной жизни ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»
Аттестационная комиссия в составе председателя: __________________________________________________________________________________
и членов: _____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
оценила предметные результаты усвоения русского языка, литературного чтения, математики, основ социальной жизни выпускников
№
п.п.

1.

2.

…

Фамилия, имя, отчество
выпускника

Класс

Русский язык

Математика

Литературное
чтение

Основы социальной
жизни

уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)

уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)

уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)

уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)
уровень
отметка
(«зачет», «незачет»)

Председатель комиссии: _______________________ / __________________ /
Члены комиссии: ____________________ / ____________________ /
____________________ / ___________________ /
____________________ / ___________________ /

Комплексная работа
оценена: «зачет»,
«незачет»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Положению об итоговой аттестации обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»,
утвержденному приказом директора от 26.08.2024 г. № 213/1
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Колчеданская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

«____» ____________ 20___ г.
ПРОТОКОЛ № 2
итоговой аттестации по оценке знаний и умений по профилю _______________________ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»

Аттестационная комиссия в составе председателя: __________________________________________________________________________________
и членов: _____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
оценила сформированные знания и умения по выбранному профилю труда выпускников
№
п.п.

1.
2.
…

Фамилия, имя, отчество
выпускника

Класс

Устный ответ / собеседование

Практическая работа

уровень
отметка («зачет», «незачет»)
уровень
отметка («зачет», «незачет»)
уровень
отметка («зачет», «незачет»)

уровень
отметка («зачет», «незачет»)
уровень
отметка («зачет», «незачет»)
уровень
отметка («зачет», «незачет»)

Председатель комиссии: _______________________ / __________________ /
Члены комиссии: ____________________ / ____________________ /
____________________ / ___________________ /
____________________ / ___________________ /

Комплексная работа
оценена: «зачет», «незачет»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к Положению об итоговой аттестации обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»,
утвержденному приказом директора от 26.08.2024 г. № 213/1
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Колчеданская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

«____» ____________ 20___ г.
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ
итоговой аттестации по завершению освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) обучающихся ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»
Аттестационная комиссия в составе председателя: __________________________________________________________________________________
и членов: _____________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
оценила подготовку обучающихся по завершению освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в форме двух испытаний:
№
п.п.

Фамилия, имя, отчество
выпускника

Класс

Результат итоговой аттестации («зачет», «незачет»)
Комплексная оценка предметных результатов
Оценка по профилю
(русский язык, литературное чтение, математика,
основы социальной жизни)

1.
2.
…

Председатель комиссии: _______________________ / __________________ /
Члены комиссии: ____________________ / ____________________ /
____________________ / ___________________ /
____________________ / ___________________ /

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к Положению об итоговой аттестации обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»,
утвержденному приказом директора от 26.08.2024 г. № 213/1

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Колчеданская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Индивидуальный бюллетень оценки уровня сформированности (овладения) планируемыми результатами обучающегося ____ класса
ГБОУ СО «Колчеданская школа – интернат»
ФИО обучающегося / обучающейся ______________________________________________________________________________________________
Планируемый /
ожидаемый результат

Условия
(объект, ситуация)
наблюдения

Способ измерения
Комментарии
(используемый
(способ, результат
инструментарий,
выполнения, необходимая
инструкция)
помощь)
Предметные планируемые результаты
Личностные планируемые результаты
Базовые учебные действия

Дата:________________________________
Члены экспертной группы: __________________ / ____________________ /
__________________ / ____________________/
__________________ / ___________________ /

Оценка
(в соответствии с
разработанными
критериями)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».